Форум » Община Виссариона » Итоги исследования » Ответить

Итоги исследования

Lenhen: Здесь я хочу опубликовать данные своего исследования на группе последователей Виссариона. (22 человека). Исследование проводилось в сравнении с контрольной группой - людей, никогда не бывавших в секте. При этом люди из контрольной группы непрерывно пребывают в так называемой "матрице" социума. Исследование проводилось по трем психологическим методикам: опроснику Кеттела, цветовому тесту Люшера, и тесту руки. Первый опросник формализован, то есть имеет стандартизованный вид и алгоритм обработки. Две вторые методики измеряют подсознательные состояния человека. Первый тест Кеттела строится на самооценке испытуемых: то есть мы имеем в большинстве шкал результаты самооценки личности. Две другие методики работают с подсознанием: либо с цветовым выбором, либо с ассоциативным рядом. Короче - дальше текст из курсовой. Курсовую приведу почти полностью, чтобы было ясно - откуда ноги растут. И, хотя здесь будут повторения некоторых теорий, которые уже публиковались на форуме, обобщение будет нелишним: 1.1. Деструктивный культ, тоталитарная секта: критерии и определения. Контроль сознания Специалисты для обозначения движений, использующих контроль сознания используют два термина "деструктивный культ" и "тоталитарная секта". Термин "деструктивный культ" употребляется западными учеными, в России же большее распространение получил термин "тоталитарная секта". В книге "Опасные тоталитарные формы религиозных сект" культ определяется как 1) чрезмерное возвеличивание кого-либо или чего-либо (личности, силы, процесса, явления, предмета, свойства, потребности, идеи) вплоть до поклонения и обожествления, изменения образа жизни и мировоззрения; 2) совокупность учений, обрядов и ритуалов по отношению к объекту культового возвеличивания; 3) движение или организация, поддерживающая культовое учение, обряды и ритуалы Термин "деструктивный" происходит от латинского слова destructio – нарушение, разрушение и характеризует что-либо как разрушительное, нарушающее установленный порядок, сложившиеся нормы . Таким образом, "деструктивный культ – это разновидность культа, разрушительная по отношению к естественному гармоническому состоянию личности: духовному, психическому и физическому (внутренняя деструктивность), а также разрушительная к созидательным традициям и нормам, сложившимся социальным структурам, культуре, порядку и обществу в целом (внешняя деструктивность)" Так же попытка пояснить, что такое "деструктивный культ" была предпринята на конференции по культам, организованной Американским семейным фондом , Нейропсихиатрическим институтом UCLA и Фондом Джонсона в конце 80-х годов XX века: Деструктивный культ представляет собой группу или движение, демонстрирующую громадную или чрезвычайную преданность какой-либо личности, идее или вещи и неэтично применяющая манипулятивные методики убеждения и контроля (например, изоляция от бывших членов и семьи, истощение, использование специальных способов повышения внушаемости и раболепства, мощное групповое давление, информационное управление, приостановка индивидуальности или критического умения правильно разбираться (оценивать ситуацию), стимулирование полной зависимости от группы, страха перед уходом из нее и т. д.), предназначенные для того, чтобы добиваться успехов в достижении целей групповых лидеров с действительным или вероятным ущербом для семьи и близких. Что же отличает адепта деструктивного культа от последователя традиционной религии или человека, находящегося вне верований? Последователя культа, прежде всего, отличает состояние ума. Этому состоянию характерно ограниченное миросозерцание, отсутствие здравой логики, опьянение чувственностью и отсутствие критического мышления. Члены культовых групп могут не походить друг на друга, однако все они следуют определенным моделям поведения, которые выделяют их на фоне других людей. Группу нельзя считать "деструктивным культом" на основании того, что ей присущи неортодоксальные верования или практики. Основное отличие деструктивных культов состоит в том, что они прибегают к обману и методам контроля сознания, чтобы подорвать свободную волю человека и поставить его в зависимое от лидера положение. Необходимо назвать некоторые общие признаки, характерные для культов: 1. Экзотическое происхождение. 2. Новый культурный стиль жизни. 3. Степень вовлеченности в движение, значительно отличающаяся от степени вовлеченности в жизнь традиционной христианской Церкви. 4. Наличие харизматического лидера. 5. Наличие последователей (преимущественно, молодые люди из образованных и обеспеченных слоев общества). 6. Необычность, привлекающая общественное внимание. 7. Деятельность на международном уровне. 8. Использование методов контроля над сознанием. Группа становится деструктивной, когда лидер активно пользуется неограниченной властью с целью обмануть членов группы, лишить их индивидуальности и свободной воли. Например, последователям Церкви унификации предлагается отказаться от своей собственной воли (трактуемой как сатанинская) в пользу представителя Бога, Муна, и его приближенных. Маршал Эпплуайт заявил последователям, что его устами говорило некое инопланетное существо, и таким образом оправдывал абсолютный контроль над их жизнями. Лидеры множества групп (включая Двенадцать Племен, Международную Церковь Христа и Свидетелей Иеговы) провозглашают, что воля Бога состоит в том, чтобы следовать за ними. Контроль сознания Термин "контроль сознания" связан с определенным набором методов, методик, влияющих на то, как человек думает, чувствует и действует (например, гипноз или блокирование мышления). Подобно множеству видов знания, контроль сознания в своей основе не является ни добром, ни злом. Если применения методов контроля сознания не лишает человека свободы выбора и предоставляет ему самостоятельно распоряжаться своей жизнью, то результаты могут быть самыми благотворными. Например, "положительный" контроль сознания можно применять, чтобы помочь людям избавиться от вредных привычек. "Контроль сознания становится разрушительным, когда с его помощью подрывается способность человека думать и действовать независимо" . 1.2. Способы влияния на сознание личности: основные теоретические модели. 1.2.1. Восемь приемов контроля сознания Р. Лифтона Модель "промывания мозгов" разработанная Лифтоном считается классической и содержит восемь элементов, приводящих к катастрофическому изменению сознания: 1. Контроль окружающей обстановки (среды) - жесткое структурирование окружения, в котором общение регулируется, а допуск к информации строго контролируется. 2. Мистическое манипулирование - использование запланированной или подстроенной "спонтанной", "непосредственной" ситуации для придания ей смысла, выгодного манипуляторам. Например, физиологические и психологические изменения при переходе на вегатарианское питание объясняется "нисхождением святого духа". 3. Требование чистоты - резкое деление мира на "чистый" и "нечистый", "хороший" и "плохой". Тоталитарная секта - "хорошая" и "чистая", все остальное - "плохое" и грязное". 4. Культ исповеди - требование непрерывной исповеди и интимных признаний для уничтожения границ личности и поддержания чувства вины. 5. "Святая наука" - объявление своей догмы абсолютной, полной и вечной истиной. Любая информация, которая противоречит этой абсолютной истине, считается ложной. 6. Нагруженный (культовым смыслом) язык - создание специального клишированного словаря внутригруппового общения с целью устранения самой основы для самостоятельного и критического мышления. 7. Доктрина выше личности - доктрина более реальна и истинна, чем личность и ее индивидуальный опыт. 8. Разделение существования - члены группы имеют право на жизнь и существование, остальные - нет, т.е. "цель оправдывает любые средства". 1.2. 2. Методы контроля сознания в деструктивных культах (BITE-модель Стивена Хассена ) Стивен Хассен является одним из ведущих специалистов в области контроля сознания и деструктивных культов (Стивен Хассен имеет лицензию психотерапевта и степень магистра по психологическому консультированию Кембриджского колледжа). Его взгляд на то, как осуществляется воздействие на адептов деструктивных культов, во многом похож на теорию Роберта Лифтона. Хассен во главу угла ставит термин "контроль сознания" (mind control), а не термин "промывание мозгов". Он считает, что контроль сознания осуществляется через контроль над поведением, информацией, мышлением и эмоциями. 1.2.3. Когнитивный диссонанс Объясняя методы контроля сознания, Хассен основывается на теории когнитивного диссонанса, разработанной в 1950 году психологом Леоном Фестингером. Основной принцип теории когнитивного диссонанса заключается в следующем: "Если вы изменяете поведение человека, его мысли и чувства изменятся, сводя диссонанс к минимуму" . На рисунках 1 – 3 схематически изображен процесс изменения личности под воздействием когнитивного диссонанса . Основным постулатом указанной концепции является стремление к гармонии, согласованности и конгруэнтности когнитивных репрезентаций внешнего мира и себя. Когнитивный диссонанс возникает тогда, когда личность обладает одновременно как минимум двумя "знаниями" (когнитивными элементами), которые психологически противоречивы, что переживается как нечто неприятное. В связи с этим человек ищет ситуации, в которых диссонанс ослабляется, и избегает ситуаций, в которых он увеличивается. Эта концепция была подтверждена остроумнейшими экспериментами автора и его последователей Как описывал Фестингер, "диссонанс" — это психологическая напряженность, возникающая, когда поведение человека находится в противоречии с его убеждениями и верованиями. Сродни голоду, эта напряженность заставляет человека ощущать дискомфорт и принимать меры к его устранению. Люди предпочитают, чтобы их поведение, мысли и эмоции взаимно согласовывались, и допускают лишь незначительное несоответствие между этими тремя компонентами своей личности. Психологическое исследование показало, что, если один из трех компонентов изменится, остальные также изменятся в целях уменьшения когнитивного диссонанса. Экспериментальные исследования показали, что разные люди обладают различной толерантностью к диссонансу, зависящей от наследственности и воспитания в раннем возрасте. "Создавать новую интерпретацию реальности для разрешения возникшего противоречия будут только люди с низкой толерантностью к диссонансу" . По мнению Фестингера, существуют пять основных ситуаций, в которых редукция когнитивного диссонанса играет важную роль: 1) Конфликты после принятия решения. Когда личность вынуждена выбирать одну из двух альтернатив, положительные стороны отвергнутой альтернативы и отрицательные стороны избранной альтернативы создают диссонанс с принятым решением. После принятия решения происходит предвзятое изменение оценок в пользу уже выбранной альтернативы. Тем самым личность пытается устранить возникший диссонанс. 2) Вынужденное совершение поступков, на которые субъект не пошел бы. В данном случае диссонанс может быть значительным тогда, когда человек постепенно и строго добровольно позволяет вовлечь себя в деятельность, которая по ее завершению не удовлетворяет своим результатом и предстает как нечто, потребовавшее слишком больших усилий. Для ослабления возникшего диссонанса человек задним числом повышает ценность совершенного действия или обесценивает его негативные аспекты. 3) Селекция информации. Личность выбирает ту информацию, которая повышает ценность предпочтенной альтернативы поведения и обесценивает отвергнутую. Противоположная информация при этом игнорируется. 4) Несогласие с убеждениями социальной группы. Величина диссонанса возрастает с увеличением расхождений между конфликтующими убеждениями, важностью темы, степенью доверия к лидеру. Ослабление действия диссонанса может происходить двумя путями: во-первых, сближением своих убеждений с чужими; во-вторых, экстремизацией своих убеждений. 5) Неожиданные результаты действий и их последствий. Диссонанс возникает преимущественно в ситуации, когда деятельность или ее результат противоречит представлению о себе, особенно когда последнее касается способностей или нравственности личности, а также в ситуациях, когда в результате какой-либо деятельности неожиданно возникают побочные последствия. Редукция диссонанса происходит путем изменения первоначальной установки таким образом, чтобы облегчить принятие наступивших последствий . Таким образом, личность, испытывающая состояние диссонанса, будет стремиться редуцировать его. Достигается это путем изменения одного из когнитивных элементов или добавлением нового, "примиряющего" диссонирующие элементы, а также путем поиска ситуаций, которые ослабляют диссонанс, и избеганием ситуаций, увеличивающих его.

Ответов - 148, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 All

Lenhen: Дембель пишет: Исполнили истину четыре с половиной человека. И то условно. Ага! Истину - условно, а сроки - реальные мотают!

brizolkin: Дембель пишет: Эко ты загнул. Это на крайнем севере не влияет. А на ЗО очень даже влияет. Да и вааще, ты уточни у учителя, вдруг Вадик что-то напутал... Поэтому, чтобы быть духовно совершенным надо жить на севере и есть мясо, рыбу,птицу...что я и делаю. Не понял? Я шаман или уже последователь? Все. Аут.

brizolkin: Lenhen пишет: Ага! Истину - условно, а сроки - реальные мотают! Это точно. Привет.


Lenhen: brizolkin пишет: Привет. привет!

Ganesha: brizolkin пишет: Шаман? Я шаман? Почему? А расскажи, что это за веточка с острова, которую ты друга просил переслать тебе. А то в городе тяжело, говорил ? Прежняя вроде утратила силу.

Ganesha: Lenhen пишет: Ага! Истину - условно, а сроки - реальные мотают! Согласно статьи 58 части 4 ПЗ.

brizolkin: Ganesha пишет: А расскажи, что это за веточка с острова, которую ты друга просил переслать тебе. А то в городе тяжело, говорил ? Прежняя вроде утратила силу. Дык это веточки священного дерева. Священным деревом считается лиственница на крайнем севере. Обычно они находятся на жертвенном месте. Вобщем туда ездят, чтобы принести в жертву оленя богам и что-нибудь берут, веточку, камешек и пр. Жертву приносят не обязательно шаманы. Веточка - это что-то вроде амулета с жертвенного места.

brizolkin: Ganesha пишет: Согласно статье 58 части 4 ПЗ.

Ganesha: brizolkin пишет: Веточка - это что-то вроде амулета с жертвенного места. Судя по твоим словам, амулет, не амулет, а работает. Расскажи как ?

brizolkin: Ganesha пишет: Судя по твоим словам, амулет, не амулет, а работает. Расскажи как ? Откуда я знаю как он работает? Это не ко мне. Просто его в ткань заворачивают и кладут в укромное место. Атмосфера вокруг правильная становится, умиротворенная. Кстати, забыл сказать: для того чтобы взять что-нибудь с этого места, нужно обязательно что-нибудь туда отвезти. Вот так и получается, что одни туда что-то привозят, приносят в жертву оленя и увозят что-нибудь, иногда то, что ранее привезли другие. Места эти с незапамятных времен там существуют. Ненцы говорят, что там живут боги.

Ganesha: brizolkin пишет: Атмосфера вокруг правильная становится, умиротворенная Спасибо за ответ.

brizolkin: Lenhen пишет: привет! Чего так?

brizolkin: nadishana пишет: Можно уехать и попытаться забыть о своем прошлом, зализывая раны где-то далеко, вступить в другую секту, начать бухать, курить и жрать наркоту, но это вытеснение, а не избавление. Смех над сектой - это кстати тоже не избавление. Избавление - это когда о секте не думаешь, а если и вспоминаешь, то иногда.

nadishana: brizolkin пишет: Смех над сектой - это кстати тоже не избавление. Избавление - это когда о секте не думаешь, а если и вспоминаешь, то иногда. Избавление - это когда используешь секту и свой опыт жизни в ней для создания собственного проекта.

brizolkin: nadishana пишет: Избавление - это когда используешь секту и свой опыт жизни в ней для создания собственного проекта. Избавление - это прежде освобождение. Можешь ли ты сказать, что полностью свободен от секты Вс, если используешь секту для своего проекта?

Calceteiro: Избавление - когда на практике приходишь к чему-то большему сам, и становятся ненужны посредники: ни Виссарион, ни Христос...конечно, базируется на предыдущем опыте секты или чего-то ещё.

brizolkin: Calceteiro пишет: Избавление - когда на практике приходишь к чему-то большему сам и становятся ненужны посредники: ни Виссарион, ни Христос...конечно, базируется на предыдущем опыте секты или чего-то ещё. Избавление - это освобождение, а не развитие опыта. Виссарион базируется на идее Христа, Надишана базируется на идее Виссариона. Круговая порука. Виссарион базируется на деньгах верующих, Надишана базируется на деятельности Виссариона и верующих. Причем тут вообще избавление? Отчего избавление то?

Calceteiro: -Избавление от любой зависимости и обретение самостоятельности , значит большей свободы. Я вот от России избавился (взаимно).

brizolkin: Calceteiro пишет: -Избавление от любой зависимости и обретение самостоятельности , значит большей свободы. Я вот от России избавился (взаимно). Свободы больше стало или другие зависимости более приятноприемлимы?

nadishana: brizolkin пишет: Избавление - это прежде освобождение. Можешь ли ты сказать, что полностью свободен от секты Вс, если используешь секту для своего проекта? Я сечас использую опыт приобретенный на ЗО для развития своего проекта. Это опыт выживания и развития своего творчества в неблагоприятной для этого среде. Создать жизнеспособный проект, который дает средства на жизнь и саморазвития, без иммунитета, полученного на ЗО мы бы здесь не смогли . А первоначально мы использовали контакты, полученные через секту, теперь то уже не нужно, но первоначально это было абсолютно необходимо.



полная версия страницы