Форум » Община Виссариона » Церковь Виссариона: божество с человеческими страстями (Р.Лункин) » Ответить

Церковь Виссариона: божество с человеческими страстями (Р.Лункин)

Урал: [quote] Век новых религиозных движений, чаще всего, недолог – из сотен новых учений и групп развиваются дальше и остаются на волне общественного интереса единицы. В особенности, это касается тех новых движений, которые изначально возглавляют сами «божества», а не их представители и простые передатчики информации. Такого рода НРД своей историей и развитием своей идеологии и практики доказывают известную литературную истину: «трудно быть богом». Это относится также и к одному из самых ярких постперестроечных движений – Церкви Последнего завета (ЦПЗ) Виссариона-Христа, который провозгласил себя Вторым пришествием Христа и провозгласил свое собственное учение. По мере социализации Церкви Виссариона божеству становится все более трудно оставаться божеством и образ божества перетекает в другие – более человеческие образы. Первоначальная история Виссариона в глазах его последователей – это стремительное пришествие нового спасителя, человека, вышедшего из низов, но оказавшегося избранным, божеством, спустившимся на землю. Сергей Торопа родился 14 января 1961 года (с этой даты ведется летоисчисление «Эпохи Рассвета») в Краснодаре, в семье строителей. Родители были неверующими. До шести лет воспитывался бабушкой (имевшей старообрядческие корни), которая оказала на него религиозное влияние. В 1968 году семья переезжает в г. Минусинск, Красноярского края, на заработки. После окончания школы Сергей Тороп служит в армии и после демобилизации трудоустраивается в милицию рядовым сотрудником. Религиозные интересы возникли вследствие занятий восточными единоборствами, йогой, рерихианством и т.д. Затем меняет ряд рабочих профессий. Изучает оккультизм, христианство. Занимается живописью. В 29 лет, в мае 1990 года Тороп объявил, что у него «открылась память», «снята повязка с глаз», и он «узнал», что он – «сын бога» и имя его – «Виссарион». 14 января 1991 года, по его утверждению, он был крещён самим Отцом Небесным (до этого он не был крещён ни в одной религии), который благословил его на проповедь Единой Религии. Первую проповедь он произнес где-то возле Минусинска 18 августа 1991 года. Этот день для последователей ЦПЗ является одной из основных сакральных дат, причем они связывают его с московским путчем (а не с праздником Преображения). В рамках Церкви сравнительно медленно формируется формальная организация, жреческое сословие. В первые годы у Виссариона было лишь два признанных в общине помощника. Хозяйственными и финансовыми делами стал ведать бывший ракетчик, полковник в отставке Сергей Чевалков. Главный богослов, кодификатор учения, редактирующий тексты бога - Вадим Редькин. Вадимом Редькиным подготовлены и изданы- «Последний Завет» («Повествование от Вадима» и «Слово Виссариона»), СПб, 1996, «Последний Завет», том II, кн. 1, СПб, 38 год Эпохи Рассвета, «Последний Завет», том II, кн.2, 39 год Эпохи Рассвета.Эти книги представляют собой стилизованное под Новый Завет описание жизни Виссариона. Основателем Церкви является Виссарион, определяющий себя как Духовный Учитель, Слово Истины. Коллективным органом принятия решений является Церковный Совет из трёх человек – последователей ЦПЗ, решающих, в соответствии с уставом Церкви, административные, представительские и организационно-хозяйственные вопросы. Церковный Совет является не столько руководящим органом Церкви, сколько координирующим, действующим по принципу информационно-согласительных действий. Духовные вопросы решаются основателем Церкви Виссарионом, а так же путём самостоятельного изучения Учения - книг «Последнего Завета», Слова Виссариона («Предвозвещение», «Книга Обращений», «Книга Основ», «Послесловие», «Последняя Надежда. Об Отце и Сыне», «Время Поворота»). С момента своего создания учение Виссариона стало широко распространятся по всей России – по крайней мере почти в каждом регионе можно найти приверженцев ЦПЗ. Сергей Тороп разъезжал по городам России с проповедью своего учения, наибольший успех имел в Петербурге, появились последователи и в других республиках бывшего СССР (в частности в Латвии). Позднее, с конца 1990-х годов Виссарион совершал миссионерские поездки в страны Западной Европы, в том числе в Германию и Англию. В своей миссионерской деятельности Тороп добился успехов в Болгарии и в Германии, где к 2000 году было несколько общин общей численностью более 200 чел. В 1994 году Тороп объявил о том, что для спасения необходимо переселяться в Саянские горы, где на горе Сухой (Курагинский район Красноярского края)- «сердце Земли, территории нравственной чистоты, вибрации от которой спасут человечество», его последователи смогут пережить там грядущие ужасные катаклизмы, которые обрушатся на землю. Сначала Тороп хотел возвести свой духовный центр на острове на озере Тиберкуль. Виссарион утверждал, что на этом острове собирается энергия космоса. Власти отказались передать последователям ЦПЗ озеро вместе с островом. Тогда Виссарион возвел свой центр поселения «Экополис Тиберкуль» на Сухой горе, которая граничит с озером. В 1994 году верующие, проживающие в г.Минусинске и Курагинском районе Красноярского края, объединились в «Общину Единой Веры» (это название использовалось только в самые первые годы существования общины, в данный момент оно нигде не используется). В октябре 1995 года движение было перерегистрировано как религиозное объединение Церковь Последнего Завета. В 1995 году было также зарегистрировано закрытое акционерное общество «Табрат», созданное поселенцами, приступило к созданию «экспериментального экологического поселения». Верующие ЦПЗ приобрели в собственность большой участок земли (250 га) на горе Сухой, где было начато строительство «Обители Рассвета». В 1996 году последователи ЦПЗ построили первую церковь в селе Черемшанке. В разных городах страны почитатели Виссариона стали продавать квартиры и переселяться в деревни вокруг горы Сухой. На 2008 года в состав Централизованной религиозной организации Церковь Последнего Завета входят на настоящий момент 7 местных религиозных организаций в России. Община Церкви Последнего Завета состоит из Единых Семей деревень, находящихся на территории Курагинского и Каратузского районов Красноярского края, и имеющих статус религиозных групп без образования юридического лица и представляющих из себя добровольные сообщества верующих. На территории общины Церкви Последнего Завета в Курагинском и Каратузском районах Красноярского края проживают приблизительно четыре тысячи человек. Духовным центром общины является духовно-экологическое поселение Обитель Рассвета (официальное название – микрорайон посёлка Жаровск «Обитель Рассвета»; название, данное журналистами СМИ – Город Солнца), находящееся примерно в 130 километрах от райцентра Курагино в тайге на горе Сухая вблизи озера Тиберкуль. Поселение состоит из трёх частей – непосредственно Обители Рассвета, Небесной Обители, Храмовой вершины. Обитель Рассвета расположена у подножия горы Сухая, где проживают на 2008 год более пяти десятков семей последователей. Структура Обители Рассвета – радиально-лучевая, т.е. с центральной Храмовой площадью, где проводятся Богослужения, праздники, собрания последователей, и отходящих от неё четырнадцати лучей-улиц, вдоль которых расположены дома и строения. В январе в 14 часов (в этот день и час родился Сергей Тороп в 1961 г.) близ Святой горы в районе селе Петропавловке торжественно отмечается главный праздник виссарионовцев – «Рождество Виссариона Христа». Главное событие торжества – «таинство слияния Учителя с последователями», в котором участвовуют несколько сот верующих из многих городов России и СНГ. Ровно в 14 часов, в момент перехода в Новый год «Эпохи Рассвета» (соответствующей годам жизни Виссариона), все участники «таинства» избавляются от «духовных греховных отклонений», накопившихся за прошедший год. До основания поселения у горы Сухой богослужение в ЦПЗ ограничивалось поклонением Земле-матушке. Этот вид богослужения продолжает оставаться одним из главных. Собравшись в круг и воздев руки к солнцу, верующие славят Землю-матушку и учителя Виссариона. Специально для этого моления они сами шьют себя одежду и изготавливают амулеты в русском стиле. С 1996 года в дополнение к этому обряду начал практиковаться полный круг богослужения (утрени, вечерни, литургии), который создаёт главный литургист В. Купункин. Основной элемент богослужений- исполнение священником псалмов. Литургия отличается от других богослужений наличием таинства Евхаристии. Прославление Отца-главное в богослужении ЦПЗ, Евхаристия вторична, так как Христос воплотился в Виссарионе и нельзя причащаться крови и плоти, когда живая кровь и плоть-Виссарион - находится рядом. Причащаются Словом из уст «бога». «Евхаристия» («огненное причастие»), совершаемая во время литургии, имеет совершенно особый смысл, не имеющий аналогий с христианством. «Верные» причащаются «горящей водой» - это чистая родниковая вода, «горение» которой, видимое только первосвященнику происходит «на тонком плане». «Огненное причастие»- это восприятие энергий от бога-отца. Небесная Обитель находится на одной из вершин горы Сухая, с расположенными там домами шести семей – основателя Учения Виссариона, Вадима Редькина – составителя книг «Последнего Завета» и верующих, занимающихся в основном обустройством и поддержанием парковой зоны в Небесной Обители и на Храмовой вершине, и строящимся в настоящее время Храмом Искусств. Храмовая вершина является третьей частью поселения, которая не используется для жилья и хозяйственной деятельности и где проводятся Богослужения и общие встречи Виссариона с людьми. Основные положения учения Виссариона ставят его в разряд Великих Посвященных, Учителей Мира, о чем учит теософия и Рериховское учение «Живой Этики». Однако Виссарион ставил и ставит себя даже выше других посвященных. Как отмечает лидер московской общины Александр Комогорцев (интервью с автором в июне 2008 года), такие пророки как Виссарион, Иисус, Будда и т.д. появляются в переходные периоды истории. В России таким периодом стало постсоветское время, поскольку в советский период было стерто все духовное с помощью идеологии коммунизма. Помимо этого, с теософскими учениями и выросшими на них движениями Нью Эйдж Церковь Виссариона роднит понимание Абсолюта, как определенной духовной иерархии, а не божества-личности, космогонии, построенной на духовной иерархии, и реинкарнации, которая происходит в соответствии с законом кармы, накопленных положительных или отрицательных свойств. Правда, по мнению виссарионовцев, зависимость перевоплощения от духовного развития отличается от общепринятого. Души с негативным зарядом вселяются в другие тела со стертым негативным опытом, то есть при перевоплощении остается только положительное. Жизнь в общине Виссариона в Красноярском крае удивительно похожа на основные требования к общине в книге «Община» из серии Кинг «Агни Йоги» Елены Рерих – это дисциплина, общность всего, все основано на доверии, доброте друг ко другу, в еде все придерживаются вегетарианства, в общественных и семейных отношениях есть стремление к общежитию – в конце концов Виссарион ввел фактически свободные отношения мужчин и женщин. В целом учение Виссариона пронизано и другой идеей Нью Эйджа – о том, что все строится на энергетическом балансе. Вместе с тем, приобретение положительной энергетики, естественно, завязано на самом божестве, поскольку оно присутствует реально в виде Виссариона. По изложению Комогорцева, существует два начала - Абсолют - это сознательная энергия Вселенной – Бог-Отец, помимо него есть Бог-Сын, который является богом нашей Земли, он является эманацией Абсолюта. Бог-Сын дал свою энергию людям в виде Духа Святого. Виссарион является посланцем этого Бога-Сына – через веру в него люди осознают гармонию со всей Вселенной и ее законами. При этом, по словам Комогорцева, пророков на Землю посылал не только наш Бог, но и жители других планет, которые как бы хотели запутать нас, чтобы мы не нарушали баланс Вселенной и не выходили, к примеру, в космос. Для землян сам Абсолют через своего Бога-Сына (нашего Бога-Отца) постепенно давал учение Вселенной. Наиболее близки к встрече мессии в лице Виссариона – мусульмане, так как они ждут мессию, который примирит все народы и религии. Виссарион, получивший от Бога-Отца Земли особую душу, вознесся две тысячи лет назад, чтобы дать время человечеству для созревания духовных основ, а теперь пришел опять. Единая религия – одно из ключевых понятий в мировоззрении Церкви. Виссарион учит, что он принёс в мир новую Единую религию и целью его земной жизни является создание на земле единого народа с единой верой. До него миру были явлены 4 религии: даосизм, буддизм, христианство и ислам. Используя их духовное богатство, Виссарион открывает человечеству тайны Единой мировой религии. Вместе с приходом Единой религии завершается «Царство Силы» и начинается «Царство Души» (оно же «Царство Божие»), которое несёт Виссарион своим последователям. По учению Виссариона, божественное находится в постоянном развитии. Изначально существовал «Единый» (он же Великий Отец Вселенной, он же «Абсолют») – создатель материального мира. От «Единого» исходит «Дух жизни», который придаёт силы материальному, представляет собой энергию материального. «Мать-Земля», одухотворённая «Духом жизни», фактически самостоятельная духовная сущность, «в ней заложена Энергия Сердца». Виссарион настоятельно призывает своих последователей «быть в гармонии с природой», для достижения этой гармонии был установлен праздник Благодарения земли, который первый раз отмечался 31 августа 1998 года. В результате духовного прогресса позднее возник «Отец небесный», творец духовного, высших духовных субстанций. Святой Дух- это «благодатная энергия, которая от Отца Небесного входит в избранную плоть, чтоб с её помощью сотворить меж людей богоугодные дела». Второе лицо новой духовной Троицы – «сын Единородный», «воплощение Христа», «Лучезарная Сущность Отца Небесного», «рождённый при слиянии святого духа и энергии Сердца Земли- Матушки Бог-Сын»- т. е. сам Виссарион. «Мать-Земля», материальное – требует поклонения, необходимы гармоничные отношения с материальным. Но главное – духовное развитие, преодоление людьми материального. Духовное развитие выведет последователей Виссариона за пределы материального, они окажутся в иных духовных мирах. Виссарион проповедует, что России предуготована особая роль в переходе Земли в «новое качество», именно в этой стране Сын Божий «оформит новый Союз между Богом и человечеством», заключит последний «Третий Завет». Поскольку Бог хочет, чтобы люди приняли Виссариона сознательно, а не под воздействием страха, Виссариону не велено являть чудеса. Виссарион проповедует, что человек воплощается на земле до десяти раз и каждый раз получает возможность для духовного роста, после этого его душа попадает либо в рай, либо в ад. Превращение Церкви Последнего завета в стабильное региональное духовно-общественное движение со своей коммуной стало происходить постепенно после 1999 года, после Великого Поворота. Время Поворота – время ежедневной работы общинников над собой. Чтобы избавиться от эгоизма и гордыни общинники стали организовывать в каждом селе «семьи» с общим имуществом и совместным хозяйствованием. Церкви Последнего завета, как признается лидер московской общины Александр Комогорцев, первоначально была свойственна обособленность, как и всякой молодой общине. Изначально жители курагинских деревень стремились перейти на полное самообеспечение, полностью обеспечивать себя физическим трудом, хотят со временем отказаться от экономических отношений с внешним миром и от денег. Последователи ЦПЗ стремились достичь идеальных человеческих отношений в общинах, преодолеть всякую агрессивность. Они не только пацифисты, но даже отрицательно относятся к классической литературе, потому что в ней «много жестокости и агрессивности». Дети общинников находятся на надомном обучении или экстернате. Общинники обучают детей по «альтернативной» программе. Из курса истории вычистили упоминания о войнах, казнях и прочих проявлениях жестокости. Так же поступили и с литературными произведениями: никаких войн и убийств. Однако церковь стала более открытой и стала активно сотрудничать с властями Курагинского и других районов Красноярского края. Верующие довольно быстро стали «электоратом» и экономически активным населением – были созданы предприятия по изготовлению мебели и деревообработке. Верующие также развивают в крае экотуризм и рафтинг. Среди постоянно живущих и приезжающих в поселение Виссариона, где он живет, - жители Москвы, Петербурга и других крупных городов России, а также не только русские, но и граждане различных европейских стран, в частности Германии и Болгарии. В Курагинском и Черемшанском районах действуют молодежные клубы, а подростки дистанционно обучаются в вузах. Необходимость создавать собственную школу для детей последователей Виссариона отпала, поскольку в Черемшанской общеобразовательной школе большинство учителей состоят в Церкви. По словам, Комогорцева, само преподавание значительно отличается – в школе больше преподаются истории искусств, ремесла, ряжа, используются методики Монтессори и Вальдорфской школы. Виссарион, как отметил Комогорцев, стал больше внимания уделять воспитанию детей, как будущему обществу, построенному на духовных основах. Основные изменения этого респектабельного духовного течения, освободившегося от крайностей 1990-х годов таковы. Виссарион из божества стал Учителем, посланцем Бога Вселенной, который лучше всего знает ее законы и учит жить по ним других людей на планете Земля. По словам Виссариона, «Человек должен уметь чувствовать Учителя в любом другом человеке, человек должен уметь видеть Бога в любом человеке, чем Я отличаюсь? Мне не требуется прилагать никаких усилий, чтобы победить себя. Законы, которые Я даю, — это Моя жизнь, Мой мир. Я не умею ошибаться относительно законов развития человека. Мой мир построен таким образом, что Моё существо живёт для человека. Существо же человека живёт для того, чтобы изменить окружающий мир материи. Поэтому наши интересы, Мои и человеческие, немножко разные. Я должен помочь человеку исполнить ту миссию, ради которой он рождён. Поэтому Меня не интересует то, что обычно интересует человека» (Повествование от Вадима, гл. 18, 25-28). Основной мотив моральной проповеди Виссариона - будьте искренни, живите сердцем, а не разумом. В своих заповедях (61 заповедь) среди общенравственных указаний, он не запрещает блудодеяния неженатых, говорит, что вожделение не грешно и что неправда, несущая благо, есть мудрость. Сосредоточение на развитии хозяйства общины, ее внутренней жизни, и в частности на семейной жизни ее членов. Превращение красноярского поселения почитателей Виссариона в некое идеальное патриархальное общинное поселение, которое вполне приспособилось к нуждам рыночной экономики, наладило отношения с местными и краевыми властями (в общину приезжал и очень остался доволен губернатор края Александр Хлопонин). В силу личного ограниченного образования Виссариона и его ближайшего сподвижника Вадима Редькина, который записывает его мысли и ездит с ним во все поездки, в учении не появилось новых глубоких и сложных идей или построения новых теософских конструкций. Даже наоборот, все стало проще – было провозглашено стремление к добру и положительным эмоциям, сам Виссарион показывает пример самого простого обычного человеческого поведения. Он на деле становится не божеством, а «самым человечным человеком». Одно из ярких проявлений «человечности» Виссариона – введение свободных отношений между мужчинами и женщинами, в основном, того, что один мужчина может иметь много женщин. В общине Виссариона подчеркивается, что для ревности в человеке не должно быть места – он все должен воспринимать с любовью. При разводе, отмечают верующие Церкви, все дружат и помогают друг другу: «если мы живем миллион лет, странно, если мы жили бы только с одним человеком. Общаясь с другим мы приобретаем что-то новое». Примечательно, что Виссарион уделяет большое внимание регулярным ответам на вопросы о семейной жизни, этике, подробностям сексуальной жизни верующих. На официальном сайте Церкви Последнего Завета www.vissarion.ru (а также в издаваемой ЦПАЗ газете «Земля Обетованная») содержится масса вопросов и ответов Учителя, которые можно назвать скорее психотерапевтическими и психоаналитическими, чем религиозными. Виссарион подробно, и видимо, с радостью отвечает на самые мелкие нужды и обиды – кто, кому, что не так сказал, нагрубил, как помогать дочке студентке, что делать, если муж болен и с ним нет сексуальных отношений – можно ли найти нового мужа и т.д. Пожалуй, именно бытовые, семейные нужды, дрязги, конфликты и мелочные споры или же наоборот дружба, счастливое свободное сожительство – занимают у Виссариона львиную долю времени (у самого Виссариона 6 детей). И происходит это сознательно – Виссарион с наибольшей охотой комментирует самые мелкие бытовые вопросы. По словам Александра Комогорцева, истина пришла, чтобы живой Учитель и его слово отвечали на вопросы бытовые и семейные, Учитель пришел научить жить и творить вместе. Развиваясь духовно, последователи Виссариона с начала существования ЦПЗ отказывались от животной пищи. Однако этот отказ воспринимался только как этап, поскольку приверженцы ЦПЗ верили, что в будущем смогут вообще отказаться от пищи, их биологическая природа изменится и они станут бессмертными существами. Согласно первоначальным представлениям в ЦПЗ, уже их маленькие дети, духовно развитые в общинах под руководством Виссариона, станут бессмертными. В настоящее время в общине также нет строгого вегетарианства, как ранее, когда запрещалось употреблять всякую молочную пищу. Сейчас есть те, кто едят куриные яйца и потребляют молоко, так как яйца не испытывают стресса, а вся животная еда умерщвляется, а потому несет отрицательную энергию. Все виды мяса исключаются в качестве рекомендации, хотя больше, как отмечают последователи, делается упор не на контроль, а на то, что человек поймет логику вегетарианства. Безусловно, в глазах последователей Виссариона это не принижает его значения как Учителя, а наоборот возвышает, поскольку он нисходит до просьб всех людей, особенно тех, кто живет в общине и тех, кто регулярно приезжает туда со всей России. Как отмечают почитатели Виссариона, они моментально ощущают себя в кругу самых близких доброжелательных друзей там, в общине Виссариона, где рушатся все границы и условности жестокого современного мира, хотя и появляются другие правила. Однако для Учителя все же ало заниматься бытовыми вопросами и говорить об учении. Поэтому Виссарион стал широко позиционировать себя в качестве художника, который пишет натюрморты, портреты, духовные пейзажи, немного похожие на поздние работы Николая Рериха, изображающие горы и махатм. Творческое начало, таким образом, стало неотъемлемой частью образа Виссариона. Его вполне по-человечески признают, как художника – он устраивает свои выставки по России (была даже выставка в Москве в Манеже под его мирским именем - Сергей Тороп) и в разных странах мира. Скорее всего, для самого Виссариона на каком-то этапе его деятельности стало важно получить признание именно в качестве человека, а не божества, поскольку человечность и семья-община стали цементирующими элементами Церкви. Большинству людей, читающих о том, что тот или иной человек возглавил движение и объявил себя богом, хочется считать происходящее сказкой или сумасшествием или даже мошенничеством. Наличие или пришествие иного божества, кроме нам известных и не присутствующих ныне в здравии, часто не вписывается в рамки общепринятых норм. Поэтому само общество и критики новых религиозных движений склонны упрощать и осуждать как эти движения и их эволюцию, так и самих основателей. Как показывает пример Церкви Последнего завета Виссариона, божествам также приходится трудно. Развитие движения, управление последователями, постепенное и неизбежное приспособление к общественным нормам делают жизнь божества довольно сложной, заставляют принимать разумные или неразумные решения о дальнейшем существовании движения. Виссарион, как Второе пришествие Христа, не мог объявить очередной конец света, как это делали другие «пророки» из других НРД, и Учитель, чтобы приблизить себя и свою общину к обществу, приобрел черты успокаивающего психотерапевта-художника. Судя по всему, человеком с его страстями и противоречиями быть не менее трудно, чем богом.[/quote] http://www.keston.org.uk/russia/articles/rr31/03vissarion.html P.S. Всё-таки если внимательно исследовать теологию выданную Виссарионом, главное что можно отметить, то что Виссарион убежденный материалист. Ни в какого Бога Виссарион не верит, напоминает материализм Виссариона чем-то нашего форумчанина атеиста Наполеона с этого форума. Отец Небесный у Виссариона второстепенный Бог, созданный от Абсолюта. Абсолют (Единый) вообще чистая фикция. Удобная концепция, можно и монополию на истину выдать, что и продемонстрировал Виссарион. Вообще хорошо Виссарион устроился, когда ему надо он Христос, а когда надо то человек-художник

Ответов - 21, стр: 1 2 All

Lenhen: Урал пишет: Мол некий Владимир Нестеров, православный священник он точно не священник.



полная версия страницы